Information Security Club | Клуб Информационной Безопасности — Stay Safe!
Добро пожаловать в Клуб Информационной Безопасности! Если Вы здесь впервые, то зарегистрируйтесь и прочитайте правила клуба. Если Вы забыли пароль, то перейдите по ссылке, после чего Вы сможете восстановить его через электронную почту. Помните, что некоторые возможности и разделы форума для гостей недоступны, рекомендуется пройти авторизацию.

Welcome to Information Security Club! You can change the website language to English here. If you are here for the first time, please, register and read forum rules. If you forgot your password follow this link to restore it by email. Remember, some facilities and forum nodes for guests are not available, it's highly recommended to pass authorization.

Минкомсвязи забраковало закон о блокировках пользователей мессенджеров и электронной почты

HADD-NEELS

Избранный
Почетный участник
Joined
10.12.2016
Messages
5,885
Reaction score
12,039
Points
749
Минкомсвязи забраковало закон о блокировках пользователей мессенджеров и электронной почты

08.11.2019
Алексей Волин, заместитель главы Минкомсвязи, назвал законопроект о блокировке пользователей мессенджеров и почтовых сервисов технически нереализуемым. Министерство отказалось поддержать идею сенаторов.

Нет технической возможности
Минкомсвязи считает технические нереализуемым законопроект о блокировке пользователей мессенджеров и почтовых сервисов, на рассмотрение в Госдуму в начале октября 2019 г. группой сенаторов во главе с Андреем Клишасом. Такую категоричную позицию ведомства официально озвучил замглавы Минкомсвязи Алексей Волин.

«(Законопроект — прим. CNews) нарушает принцип сетевой нейтральности, технически нереализуем, не поддерживаем», - заявил Алексей Волин, сообщило агентство ТАСС.

Согласно положениям принципа сетевой нейтральности, провайдеры не имеют права делать предпочтения по скорости доступа в интернет одним ресурсам и замедлять другие.

Что еще не заблокировали
Законопроект о вводе блокировки пользователей мессенджеров и электронной почты за распространение запрещенной в России информации, внесенный председателем комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом в соавторстве с сенаторами Александром Башкиным, Людмилой Боковой и Александром Карлиным, «позволит не только более эффективно противодействовать угрозам, но и обеспечит соблюдение прав граждан, гарантированных конституцией». Клишас и Бокова, в частности, также являются соавторами принятого ранее закона «О суверенном интернете».

Алексей Волин, заместитель главы Минкомсвязи

В пояснительной записке в качестве причин разработки законопроекта его авторы отметили, что в последнее время участились случаи распространения заведомо ложных угроз совершения террористических актов, которые приходят на электронные почтовые ящики госорганов
и объектов инфраструктуры. За этим, как правило, следует эвакуация граждан из мест массового пребывания, указанных в письме как цель теракта. В результате нарушается нормальная работа организаций и объектов инфраструктуры, что влечет за собой значительный экономический ущерб.

«Принятие законопроекта позволит существенно снизить число ложных террористических сообщений, распространяемых посредством сервисов электронной почты, создаст правовые условия для привлечения злоумышленников к ответственности, сократит экономический ущерб от таких сообщений», отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

По мнению авторов законопроекта, российское законодательство в нынешнем виде позволяет предположить, что оператор мессенджера или электронной почты может просматривать сообщения пользователей с целью возможной блокировки. Речь о п. 2 ч. 4.2 статьи 10.1 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где содержатся положения, обязывающие организаторов сервисов обмена сообщениями проверять содержимое сообщений с целью оценить правомерность их отправления.

Законопроект, в свою очередь, предлагает исключить соответствующие положения из закона «Об информации», поскольку они противоречат статье 23 Конституции России, гарантирующей в числе прочего тайну переписки. Взамен предлагается блокировать пользователей только по требованию и на основании данных уполномоченного госоргана.
klishas600.jpg

Андрей Клишас, председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству

Законопроект возлагает на оператора обязанность «исключительно по блокировке передачи пользователем электронных сообщений и только на основании информации и соответствующего требования уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Это позволит не только более эффективно противодействовать угрозам, но и обеспечит соблюдение прав граждан, гарантированных конституцией», отмечал ранее Андрей Клишас, комментируя идею законопроекта о блокировке пользователей.

В рамках законопроекта предлагалось введение определения «организатор сервиса обмена сообщениями», под которыми подразумеваются как мессенджеры, так и сервисы электронной почты. Если пользователь мессенджера или электронной почты будет замечен в передаче сообщений с запрещенной информацией или с информацией, распространяемой с нарушением законодательства России, уполномоченный федеральный госорган имеет право потребовать у владельца сервиса блокировку этого пользователя в течение суток.

Законопроект также предполагает обязать провайдеров услуг электронной почты и мессенджеров идентифицировать пользователей по номеру мобильного телефона, для чего организаторам сервисов понадобится заключение соответствующего договора с сотовыми операторами.

Финансовые наказания для провайдеров
Законопроект в случае его ратификации также внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривали бы штрафные санкции в размере до 1 млн руб. за отказ блокировки таких пользователей.

В настоящее время статья 13.39 КоАП предусматривает ответственность для организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями (мессенджеров). Неисполнение организатором сервиса обязанностей, прописанных в законодательстве, карается штрафами в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан, от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. до 1 млн руб. для юрлиц.

В случае принятия законопроекта предполагалось исключить из текста статьи 13.39 КоАП слово «мгновенные», чтобы штрафные санкции также охватывали сервисы электронной почты.

Еще одна попытка
Ранее, в июле 2019 г., в Госдуму был законопроект об идентификации пользователей электронной почты, который также был разработан Клишасом, Боковой, Башкиным и Карлиным. Этот законопроект вводил понятие организатора сервиса электронной почты и обязывал их идентифицировать своих пользователей посредством номеров сотовых телефонов. По словам Андрея Клишаса, июльский и октябрьский законопроекты являются «разными редакциями одно и той же инициативы». Именно неточности в их разграничении стали причиной отзыва первого законопроекта из Госдумы.

Кроме того, в первом законопроекте речь шла о блокировке отдельных сообщений, но в новой версии авторы предлагают полностью отрезать пользователя от возможности обмена сообщениями.

Закон о мессенджерах был Госдумой в июле 2017 г. Согласно закону, организаторы сервисов обмена мгновенными сообщениями обязаны идентифицировать пользователей по номерам сотовых телефонов. Закон вступил в силу с 1 января 2018 г., однако Правительство приняло необходимый для его работы подзаконный акт только осенью 2018 г.
 

Top Bottom